Меню
Контакты
  • 190020, г. Санкт-Петербург, Рижский проспект
    дом 3, литер Б, этаж 2, помещение 16, 17, 18, 19, 23.
  • 8 800 505-80-71
  • info@sroprofstroy.ru
Вступить в СРО
Отправить заявку
По вопросам вступления

26 мая 2022 года Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) провели на площадке вуза стратегическую отраслевую сессию «Кадры и квалификации. Отраслеориентированные образовательные программы. Профессиональная трансформация отрасли».

Мероприятие прошло при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В сессии, модерировали которую президент НОСТРОЙ Антон Глушков и проректор НИУ МГСУ Вера Галишникова, приняли участие президент НИУ МГСУ Валерий Теличенко, вице-президенты НОСТРОЙ Антон Мороз, Аркадий Чернецкий и Александр Ишин, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, руководитель Аппарата НОСТРОЙ Сергей Кононыхин, крупнейшие работодатели строительной отрасли, ректоры вузов, входящих в Отраслевой консорциум «Строительство и архитектура», руководители профильных учреждений средне-специального образования.

Открыл сессию Антон Глушков, поблагодарив ректора университета Павла Акимова за предоставленную площадку и отметив, что сегодня в зале присутствуют представители 39 крупнейших работодателей, таких как Газпром, Росатом, РЖД, 33 представителя учебных заведений и 43 представителя СРО.

«Сейчас, невзирая на все сложности, у нас основной акцент направлен на повышение производительности труда и качества того персонала, который требуется в строительной отрасли и который готовят учебные заведения, а также, безусловно, на тот запрос, который формирует работодатель. В этой связи 2022 год для системы саморегулирования становится достаточно радикальным: вводится институт так называемой независимой оценки квалификации инженеров и строителей, которые отвечают за выполнение ответственных видов работ на стройплощадке», - обратил он внимание в своём вступительном слове.

Выступая с приветствием, Павел Акимов выразил особую благодарность НОСТРОЙ за сотрудничество и поддержку в части обновления и индивидуализации образовательных программ для развития строительства, а также в рамках Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и проекта «Школа заказчика объектов капительного строительства». Выступающий сделал акцент на значимости вопросов дальнейшего трудоустройства выпускников, проведения профессиональных конкурсов для популяризации профессии строителя, отдельно упомянул о стартующем в России Федеральном проекте «Профессионалитет». Не забыл ректор и о высказанной на днях инициативе главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова об отказе России от участия в Болонском образовательном процессе, с чем в университете согласны и вопрос в научном сообществе обсуждался давно.

«Конечно, я думаю, что эти трансформации системы образования не будут такими уж радикальными. Наверняка будет поставлена задача создания собственной национальной системы образования, но убежден, важно отметить, что строительные специальности и направления подготовки относятся к числу тех, от которых напрямую зависит безопасность нашей страны, её научно-технологическое развитие и вообще самодостаточность Российской Федерации. И в этом смысле к образовательным программам, нацеленным на подготовку кадров для строительной отрасли, как и для ряда других отраслей, должно быть особое отношение».

По видеоконференцсвязи к участникам присоединилась помощник заместителя Председателя Правительства РФ Ирина Рузаева, рассказавшая об актуальности системы дополнительного профессионального образования для строительной отрасли, а также акцентировавшая внимание на большом количестве поступивших заявок на участие в программе «Профессионалитет», т.е. подготовки на базе ССУЗов сотрудников компаний по рабочим специальностям. Она также обратилась к присутствующим на мероприятии работодателям, готовым участвовать в программе, активизироваться, связаться с ССУЗами, сформировать заявки и направить их до 3 июня в Центр компетенций образовательной деятельности Минстроя России.

В первом блоке сессии Проректор НИУ МГСУ Олег Игнатьев рассказал собравшимся о формировании и механизмах реализации отраслеориентированных гибких образовательных программ. Так, для ориентации последних на отрасль используются такие механизмы, как выбор профстандартов, трудовых функций для разработки профессиональных компетенций и индикаторов их достижения; выделение в учебных планах модулей из дисциплин по выбору студента, формирующих компетенции «по заказу» работодателей; участие специалистов отрасли в проведении практик; разработка и реализация образовательных программ с организациями отрасли; создание отраслевых корпоративных кафедр. Важное направление этих программ, подчеркнул докладчик, независимая оценка и обеспечение качества.

Переходя к ключевым задачам, спикер назвал «возвращение» к системе подготовки специалистов, обеспечивающей «отраслевую зрелость» выпускника; развитие системы «непрерывного обучения» качественными кадрами строительной отрасли; увеличение КЦП на специалитет на основе анализа потребности в кадрах; разработку Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года с учётом обозначенных целей, задач и механизмов; развитие функций, обеспечивающих эффективное взаимодействие отрасли и высшего образования, в проекте «Цифровой хаб строительной отрасли».

Руководитель Центра независимой оценки квалификаций и аккредитации образовательных программ частного учреждения Госкорпорации «Росатом» «ОЦКС» Марина Максимова осветила опыт создания на базе МГСУ корпоративной кафедры Росатома, первые выпуски которой (более 40 человек) успешно работают на предприятии.

«В процессе мы пришли к выводу, что Корпоративная кафедра - это не только площадка для целевого набора студентов, но и тот инструмент, через который можно реализовывать существующие в Росатоме проекты. В первую очередь это касается дополнительного профессионального образования для работников госкорпорации».

Генеральный директор ООО «Русал комплектации» Екатерина Киселева поделилась опытом работодателей в части целевого обучения. В частности, она остановилась на вопросах, которые возникают при взаимодействии с вузами. Первое, на что обратила внимание выступающая - не всегда высокий уровень выпускников из-за столь же невысокого уровня преподавателей некоторых ССУЗов. Поэтому для последних на базе предприятия проводится стажировка. Второе - в связи с тем, что в строительную отрасль приходит большое количество людей взрослого возраста из других сфер, очень важно, чтобы вузы в короткие сроки могли таких людей «подтянуть» и обеспечить их надлежащими знаниями. Ну и наконец третья проблема - отсутствие знаний Стандартов определённого производства. Для обучения этому компания так же создала внутренний корпоративный учебный центр, без обучения в котором человек в принципе не может выйти на предприятие.

Руководитель пилотного проекта «Группа компаний «ПИК» Евгения Бархаева своё выступление начала с тезиса о том, что кадры не только всё решают, но и все создают, поэтому это главная ценность в экономике.

«Если раньше строители готовы были снижать свои требования по зарплатам, чтобы получить работу, то сейчас за специалистов конкурируют застройщики», - подчеркнула она, добавив, что сегодня также достаточно остро ощущается нехватка инженеров, проектировщиков, промышленных технологов, сварщиков, электромонтажников и многих других.

Поэтому стоит задача интегрировать образовательный потенциал и потребности строительной отрасли.

Описывая портрет ценного профессионала для всех работодателей, Бархатова заключила, что это компетентный в своей профессии человек, который в то же время должен быть мобильным и универсальным.

Своим опытом работы с вузами поделился генеральный директор АО «КТБ Железобетон» Николай Баглаев. Говоря о механизмах удержания кадров, он рассказал, что в компании предлагают прямо на уровне первого знакомства с выпускником некий путь развития, привлекают специалистов гибким графиком, возможностью выполнять разнообразную и интересную работу. А вот переходя к тому, чего не хватает выпускникам, докладчик констатировал не очень высокий уровень анализа условий и понимания методик работы.

«Студентов, в основном, обучают каким-то технологиям, но не всегда углубляются в вопросы базового образования и анализа информации, с которой они работают», - пояснил он.

Генеральный директор Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» Валерий Мозолевский рассказал о включении Сахалинской области в проблемы повышения квалификации технического заказчика в области строительства и действующей в регионе «Школе заказчика», а также о курсе по BIM-технологиям.

Докладчик также предложил внести изменения в программу обучения «Технология и организация строительства», переосмыслив её с точки зрения проектного управления строительством.

«ТИМ - это инструмент для проектного управления. Поэтому надо готовить наших специалистов в каждой сфере - изыскания, проектирование и строительство. И между ними всеми тремя должны появиться BIM- менеджеры, специалисты, которые работают среди общих данных. Это связующее звено между всеми участниками технологических процессов по информационному моделированию».

В продолжение темы Антон Глушков рассказал о действующем в России Федеральном проекте «Передовые инженерные школы», который направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики во взаимодействии университетов с высокотехнологичными компаниями-лидерами. Однако Перечень специальностей, которые могут претендовать на гранты и субсидии из федерального бюджета на поддержку программ развития передовых инженерных школ, обеспечение прохождения практик и стажировок для талантливых студентов и многое другое, не попали специальности «Техника и технологии строительства» с соответствующими профильными направлениями. В связи с этим Глушков предложил внести в резолюцию предложение о том, чтобы рассмотреть возможность корректировки программы и включить в неё озвученные специальности.

Анонсируя следующий блок обсуждений, который был посвящён дополнительному профессиональному образованию и необходимости развития практико-переориентированной переподготовки кадров, Глушков обозначил, что НОСТРОЙ сегодня сосредоточил все свои усилия на «Школе заказчика», обучение в которой прошли уже около 300 человек.

Начальник ЦДПО Ольга Кузина презентовала систему практико-ориентированной подготовки кадров в условиях экономической и цифровой трансформации отрасли на примере совместной программы «Школа заказчика». Она отметила, что сегодня на первый план выходит способность быстро переучиваться в условиях быстро меняющихся технологий и требований отрасли. Так, ВУЗ перешёл на систему опережающей профессиональной подготовки, а сама программа обучения в МГСУ нацелена на результат, носит прикладной характер, а также осуществляет оценку приращения знаний и умений посредством входного, промежуточного и итогового контроля знаний (в перспективе НОК).

Самые выдающиеся из программ - реализующаяся совместно с НОСТРОЙ Школа заказчика объектов капитального строительства; Технологии информационного моделирования для ГИПов (совестно с НОПРИЗ), Управление цифровой трансформацией строительной деятельности, Базовый курс «Технологии информационного моделирования», реализуемый с ДОМ.РФ.

Затем взявший на себя функции модератора Антон Мороз обозначил тему третьего блока, посвящённого престижности профессии строителя.

«Для того, чтобы привлекать в строительство как можно больше молодых специалистов, а строительная профессия должна быть «модной» и престижной, необходима многоступенчатая работа по созданию в отрасли привлекательных условий труда в части зарплаты - люди пойдут в профессию только тогда, когда поймут, что она достойно оценена», - заметил он.

Одним из механизмов популяризации строительной профессии Мороз назвал конкурсы профессионального мастерства, которые НОСТРОЙ проводит совестно с Минстроем и НИУ МГСУ. Так, в прошлом году награды победителям конкурсов Строймастер и ИТР вручил в стенах университета сам Глава Минстроя Ирек Файзуллин.

«В 2021 году Всероссийский этап Конкурса «Строймастер» в одной из номинаций был проведён в рамках I Международного строительного чемпионата в Сочи, организованного ГК Росатом. Опыт показал свою эффективность и в этом году мы хотим повторить его и провести финал Строймастера и ИТР по всем номинациям в рамках II Международного строительного чемпионата», - заключил Мороз.

О профориентации обучающихся и механизмах интеграции с отраслью рассказала проректор Гузалия Фазылзянова, подробно осветив довузовскую профориентационную работу, заключающуюся в проведении Дней отрытых дверей, Олимпиад для поступающих, профессиональных инженерных конкурсов. Отдельно она представила широкий спектр реализуемых в ВУЗе программ довузовской подготовки по общеобразовательным и профильным программам: это архитектурная графика для 10-11 классов, компьютерное 2D и 3D моделирование и технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) в строительстве для 7-11 классов.

В завершение своего выступления она поблагодарила НОСТРОЙ за то, что Ассоциация одной из первых запустила такой профессиональный конкурс, и предложила провести его небольшую реновацию, осовременить и запустить с новым проектным подходом и элементами кейс-Чемпионата.

Роль Центра развития карьеры и отраслевой интеграции в достижении целей ВУЗа в своём выступлении обозначил проректор Таймураз Кайтуков.

Центр предназначен для создания целостной траектории движения обучающихся во время обучения от практики к потенциальному трудоустройству после окончания вуза. Он состоит из сектора практической подготовки, сектора Олимпиад и конкурсов, а также кадрового агентства строительного комплекса и архитектуры «Каска». Так, на 2021-2022 учебный год запланировано к прохождению практики порядка 6500 студентов в более 600 профильных организациях Москвы и Московской области, сообщил он и добавил, что на выходе выпускники смогут предоставить работодателю цифровое портфолио.

Комментируя докладчиков, Мороз поддержал идею Гузалии Фазылзяновой относительно усовершенствования Конкурса профессионального мастерства и заверил, что она будет однозначно рассмотрена на Оргкомитете.

«Думаю, что какие-то нововведения у нас всё же появятся, тем более,что цифровизация сейчас - один из основных трендов, и учесть это в рамках проведения конкурса тоже было бы можно».

В завершающем, четвёртом блоке, речь шла о дефиците рабочих кадров в строительной отрасли.

«Я думаю, вы неоднократно слышали заявления вице-премьера Марата Хуснуллина, Министра строительства Ирека Файзуллина - что нехватка рабочих специализаций на стройках сейчас, в связи с санкциями и последствиями ковида, ощущается остро. Очень важно зарождать интерес к профессии в детстве, чтобы старшеклассники и выпускники были более мотивированы для выбора профессионального пути в отрасли. Вопрос непрерывного обучения важен, поэтому мы начали со строительных колледжей - первая Стратегическая сессия была проведена в декабре прошлого года в Новгородском строительном коллеже. И могу сказать честно, что такой уровень высшего учебного заведения сложно найти даже в Москве и Петербурге», - рассказал в качестве подводки Антон Мороз, а также добавил, что сейчас ведётся работа по созданию консорциума строительных колледжей на базе НОСТРОЙ и рассматривается возможность его присоединения к Отраслевому консорциуму строительных ВУЗов.

Директор МФ Наталия Фёдорова осветила перспективы развития СПО и создание интегрированных программ подготовки специалистов СПО и ВО, отметив основной вектор - сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. Дополнил её выступление директор ИДО Борис Монахов, представивший интегрирование программ подготовки специалистов СПО и ВО по профилю управления в строительстве.

С практико-ориентированным подходом к профессиональной подготовке кадров для строительной отрасли через реализацию федерального проекта «Профессионалитет» участников познакомила директор ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж» Ольга Халепо. Основными его характеристиками являются целеполагание, в основе которого лежит подготовка под конкретный заказ работодателя; социальное партнёрство - включение в деятельность организации заказчиков кадров; первичность практических форм обучения; высокая проработка учебного процесса и особый язык производственного процесса, который значительно отличается от педагогического.

Завершая сессию, Антон Мороз озвучил Резолюцию и поблагодарил ещё раз ВУЗ и всех участников сессии, а Павел Акимов, в свою очередь, выразил признательность работодателям за поддержу, отметив важность их взгляда со стороны.

Раздел создан: 27 мая 2022 г. 9:47, обновлен: 27 мая 2022 г. 9:47