Меню
Контакты
  • 190020, г. Санкт-Петербург, Рижский проспект
    дом 3, литер Б, этаж 2, помещение 16, 17, 18, 19, 23.
  • 8 800 505-80-71
  • info@sroprofstroy.ru
Вступить в СРО
Отправить заявку
По вопросам вступления

На Лиговском проспекте недалеко от торгового центра «Галерея» находятся исторические здания — бывшие склады купцов Кокоревых. ОАО «РЖД» настаивает на том, чтобы здесь возвели терминал высокоскоростной магистрали. Однако для этого необходимо снести исторические постройки, что противоречит закону. Власти планируют обсудить вопрос о сносе и возможные решения на Совете по наследию.

Ещё в конце прошлого года ОАО «РЖД» на совещании в КГИОП представило концепцию строительства вокзала на месте исторических складов. Территория, на которой они расположены, находится в тесной близости с железнодорожными путями – в зоне регулирования застройки, где снос исторических зданий не допускается действующими нормами. Поэтому после тщательного изучения проекта ведомство предложило компании доработать проект. Новая концепция поступила в Комитет только недавно, вместе с историко-культурной экспертизой складов Кокоревых. Но обоснование законности сноса складов снова не впечатлило КГИОП, поэтому Комитет потребовал экспертной оценки Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Петербурга. Только после его решения можно говорить о дальнейшей судьбе исторических зданий — оставлять их на месте или вносить в закон изменения. 

В РЖД предпочитают избегать заявлений о сносе исторических зданий, называя будущие работы реновацией территории. Монополист ссылается на то, что будет уничтожена лишь часть построек, при этом другую он планирует приспособить под свои нужды.

Построить новый вокзал для высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва на месте исторических складов можно будет, лишь после внесения соответствующих поправок в закон, очертив границы складов. Также в законе пропишут адресный список для демонтажа.

Однако в августе появилась информация о том, что плановая корректировка обсуждаемого закона пройдет только в 2024 году, при том, что цикл этой корректировки занимает три года. Как ускорить этот процесс — неизвестно.

Кроме того, власти и РЖД понимают, что мирно снести целый исторический квартал у них не выйдет. Если бы территория была огороженной и заброшенной промзоной, было бы куда проще урегулировать вопрос. Но здесь до сих пор находятся общедоступные места — магазины, бары, общественные пространства, где проходят мероприятия, которые собирают большое количество молодежи. Кроме того, даже сейчас на Лиговском, 50 есть заведения, которые привлекают туристов, например, — легендарный бар «1703», получивший известность на всю страну благодаря популярному рэп-баттлу, который транслировался на платформе YouTube. Снос складов может стать повторением не самой удачной прошлой попытки строительства вокзала ВСМ. В 1996 году для этого снесли целый квартал, после чего известная жителям 2000-х «яма» существовала долгое время, пока на ее месте не построили «Галерею». Сейчас РЖД не может гарантировать, что ситуация не повторится.

Куда интереснее выглядит идея расширить общественное пространство, разместив в пустующих помещениях небольшие апарт-отели или гостиницы в стиле лофт. Это будет отличным решением для путешественников, которым не придется ехать в отель с огромным багажом на метро или такси, а достаточно будет пешком дойти до пункта назначения. Кроме того, компактные дома, напоминающие американские кварталы, отлично подошли бы и для элитных апартаментов, которые можно было бы снимать на длительной основе. Так хотели поступить и с Конюшенным ведомством, но когда-то эта идея не пришлась по душе градозащитникам.

«Местечко там довольно интересное, потенциальное общественное пространство. Территория, практически созданная для лофт–проектов. По архитектуре, на мой взгляд, не уступающая Апраксину двору. И, конечно, это место надо сохранять. Даже если сейчас нет сил заниматься созданием здесь общественного пространства, надо тогда оставить эти склады как есть до лучших времён. Впрочем, пока здания не являются памятниками архитектуры, внутриквартальная застройка находится под угрозой, независимо от того, будет ли реализовываться ВСМ. Их могут разрушить под какой–нибудь другой проект», — утверждает координатор движения «Живой Город» Дмитрий Литвинов.

С историческими зданиями Петербурга постоянно творится какая-то неразбериха. То всё под снос, пока не успело обветшать и не признано памятником архитектуры, то пусть стоит, пока не обветшает до последнего. Так, например, произошло с вышеупомянутым Конюшенным ведомством. Трёхсотлетнее здание идеально подходило для модного апарт-отеля в «золотом треугольнике» Петербурга. И в 2010 году Валентина Матвиенко даже подписала постановление о передаче архитектурного ансамбля компании «Оранж Девелопмент» (подконтрольна Plaza Lotus Group), которая и собиралась сделать здесь элитные апартаменты. Однако в 2016 году Конюшенное ведомство пришлось вернуть в казну из-за протестов градозащитников, которые ссылались на недопустимость разрушения двух сводчатых колонн в здании. После этого чиновникам предложили ещё несколько проектов реконструкции, но вид Конюшенного сейчас красноречиво говорит о том, что ни один из них так и не был реализован. Заброшенный архитектурный ансамбль до сих пор стоит за высоким забором и ждёт своего часа. Снести здание, как склады купцов Кокоревых, мешает статус объекта культурного наследия, да и нужно ли это делать? Идея сохранить его и отреставрировать себя не изжила. Но для этого нужен инвестор, поскольку власти не в состоянии профинансировать такие работы. И проблема даже не в том, что желающих нет. Проблема в «недосягаемости» объекта для инвесторов и табуированности всяких обсуждений его будущего, которое зависит от политических решений Смольного.

Конфликт между современностью и исторической застройкой в разное время возникал во многих мировых центрах культуры, и Петербург не исключение. Но перспектива сохранить историческое наследие для будущих поколений чаще всего помогала выработать компромиссный вариант. Наверняка, найти его можно и сейчас, и не важно, касается ли это квартала с небольшими складами или огромного архитектурного памятника в центре города.

Источник: https://ktostroit.ru/news/307281/

Раздел создан: 24 ноября 2021 г. 16:55, обновлен: 24 ноября 2021 г. 16:55